Созданы наночастицы для лечения аутоиммунных заболеваний

Американские ученые разработали наночастицы, эффективные при лечении аутоиммунных заболеваний. Эрдрю Меллор (Andrew Mellor) с коллегами из Медицинского университета штата Джорджия (Georgia Health Sciences University) разработали наночастицы, в основе которых лежит комплекс ДНК и катионного полимера полиэтиленимина. Они планировали использовать эти ДНК-наночастицы для прямой доставки генов в определенные клетки. В ходе исследования Меллор с коллегами обнаружили, что полученные наночастицы, даже не содержащие гены и лекарства, также помогают при лечении ревматоидного артрита у мышей.

Оказалось, что «пустые» наночастицы вызывают значительное повышение уровня альфа-, бета- и гамма-интерферона в крови, что, в свою очередь, приводит к повышенной выработке клетками индолеомин-2,3-диоксигеназы (IDO) – фермента, связанного с толерантностью иммунной системы. Исследование, проведенное Меллором и его коллегой Дэвидом Манном (David Mann) в 1998 г., показало, что этот белок вырабатывается у беременных и препятствует отторжению плода организмом матери.

Повышенный уровень IDO способствовал подавлению активности иммунной системы, вследствие чего у животных уменьшились опухоли вокруг суставов. Чтобы подтвердить, что именно повышение уровня IDO облегчило состояние грызунов, ученые вывели мышей, геном которых не содержал ген IDO1. Клетки в организме таких мышей не могли вырабатывать соответствующий фермент, и их состояние после введения наночастиц не улучшалось.

Меллор полагает, что такие наночастицы можно будет использовать и при лечении других аутоиммунных заболеваний, в том числе системной красной волчанки и сахарного диабета.

Сейчас ученые в сотрудничестве с химиками разрабатывают биодеградируемый полимер, который можно будет использовать при производстве ДНК-наночастиц. Такой полимер будет естественным путем выводиться из организма.
The Journal of Immunology, 2012, Vol. 188, P. 4913 - 4920. ("Биотехнология", 2012, № 4, с. 5).