Социальные сети могут помочь бороться с антипрививочным движением

27.03.2020

Сегодня в благополучных странах от 10 % до 15 % родителей пропускают хотя бы одну включённую в календарь прививок вакцинацию для своих детей. Некоторые люди даже ставят под сомнение эффективность прививок. Пытаясь найти ответ на свои вопросы в Интернете, родители сталкиваются с огромным количеством сведений, которые, из-за распространения информации антипрививочными движениями, могут иметь противоречивый характер.

Может ли влияние на родителей через социальные сети улучшить ситуацию с заботой о здоровье детей? Вопросом задалась группа учёных из США и организовала исследование, чтобы проверить это. В исследование были включены 1093 женщины, 542 из них получили доступ к сайту с элементами социальной сети, 371 к такому же сайту, но без интерактивных элементов, а 180 не получали специальной информации о вакцинах. В каждой группе около 14 % участниц сомневалось в необходимости вакцинации детей, согласно опросам, проводившимся при включении участниц в исследование.

Оба варианта сайта содержали информационный контент, который описывал в понятной форме преимущества прививок, а также связанные с ними риски.  В нём были представлены сведения о заболеваниях, предотвращаемых с помощью вакцинации, рекомендованном календаре прививок, составе вакцин, способах их получения, иммунном ответе. На сайте, имитирующем соцсеть, была возможность общения на форуме и личного обращения к специалисту. Каждый месяц в блоге на сайте появлялось несколько постов, посвящённых новым исследованиям в области вакцинопрофилактики, данным о безопасности вакцин, вспышках заболеваний, предотвратимых с помощью вакцинации. Участники также получали ежемесячную рассылку с новостями сайта.

35,0 % участниц, получивших доступ к информационному ресурсу, решили хотя бы один раз воспользоваться им, причём участницы, сомневавшиеся в пользе прививок, были более склонны к посещению предложенного ресурса. При этом соблюдение календаря прививок среди родителей, посещавших сайт, было более точным, чем среди остальных, так что, по-видимому, он был достаточно убедительным, для того чтобы склонить сомневающихся в пользе прививок родителей к верному решению.

В социальной сети родители предпочитали общаться не друг с другом, а с экспертами. Поэтому, несмотря на то что само по себе создание сайта не так уж дорого, он будет эффективным, только если над ним постоянно будут работать специалисты-администраторы, консультирующие посетителей и создающие новый интерактивный контент. Сложность технологий, связанных с социальными сетями, и в том, что предпочтения целевой аудитории меняются. Сегодня стали, например, популярными Instagram и Snapchat, при этом неясно, насколько эффективными они будут для пропаганды вакцинации. Кроме того, стратегии работы с разными соцсетями отличаются.

вакцинация детей

Как правило, решения о вакцинации принимаются до рождения ребёнка, и родители, не получающие в этот период достаточно информации о прививках, могут обратиться за помощью к сети Интернет и найти там недостоверные сведения. С другой стороны, исследование подтвердило, что, если дать возможность скептически относящимся к прививкам родителям ознакомиться с качественно и понятно изложенной информацией, их отношение к вакцинации может измениться.

Glanz J.M., Wagner N.M., Narwaney K.J., et al. Web-based Social Media Intervention to Increase Vaccine Acceptance: A Randomized Controlled Trial // Pediatrics. — 2017. — V.140, N.6. — pii: e20171117.

Все новости
Регистрационные удостоверения
Награды сотрудников отдела
  • Лучший доклад молодых ученых «Новые концепции механизмов воспаления, аутоиммунного ответа и развития опухоли» V Международной научно-практической конференции. Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образован
  • Диплом победителя конкурса «Лучшая работа молодого ученого» Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Роспотребнадзора «Актуальные проблемы эпидемиологии и профилактической медицины», г. Ставрополь, 22 – 24 октября 2014 г
  • Диплом «Победитель конкурса грантов Санкт-Петербурга для студентов, аспирантов, молодых ученых, молодых кандидатов наук 2014 г.»
  • Победитель Конкурса грантов Санкт-Петербурга для студентов, аспирантов, молодых ученых, молодых кандидатов наук 2010 г. Махлай Наталья Сергеевна
  • Победитель XIV Конкурса бизнес-идей, научно-технических разработок и научно-исследовательских проектов Молодые, дерзкие, перспективные. Ольга Валентиновна Заручейнова
  • Финалист XIV Конкурса бизнес-идей, научно-технических разработок и научно-исследовательских проектов Молодые, дерзкие, перспективные. Наталья Сергеевна Махлай
  • Победитель программы Участник молодежного научно-инновационного конкурса (УМНИК). Васильева Елена Викторовна. НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера
ФБУН НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера
Отдел новых технологий
Факс
(812) 313-69-89
(812) 233-17-03